|
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
(Концепции и схемы восточной и западной психологии)
Интегральная психология ни в коей мере не является простой суммой достижений ведущих психологических школ. Так же не ставится задача формирования универсального психологического знания, созданного по принципу квинтэссенции существующих теорий. Интегральная психология ставит две основных цели. Первая – создание всеобъемлющей топографии психологического в человеке - концептуальной схемы, разработанной настолько детально, что бы в нее могли быть интегрированы все прогрессивные достижения психологии настоящего и будущего. Вторая – создание ясной концептуальной картины панпсихического пространства в котором Эго совершает свой путь. (Понимая под Эго диалектику ноуменального и феноменального). Первая цель условно обращена к внутреннему в человеке, вторая к внешнему. При этом Интегральная психология не ограничивается дидактикой структурного для других психологических школ, а предлагает открытые векторы и горизонты для построения гностических и терапевтических конструкций с учетом будущих открытий и изменения паттернов восприятия в ходе эволюционирования самого человека (в данный момент мы приближаемся к кардинальному переходу на новую ступень развития).
Своеобразная топография психологического в человеке существует и в западной науке, однако все имеющиеся модели представляют собой хотя и сложно-разветвленные, но плоскостные структуры. Минусы плоскостных моделей развития сознания, присущие: психоанализу, когнитивной психологии, гуманистической психологии, бихевиаризму и другим школам происходят из-за неполного и ошибочного видения всей широты психологического пространства человека. Западная модель распознает во вселенной единственный разумный (психический) субъект – человек. Восточная психология рассматривает (не только гипотетически, а практически через просветленное сознание) все сущее, как наделенное психическим полем, соответственно и разумом. (Человек в иерархии панпсихического разума занимает далеко не верхнюю строчку). Подробнее о системном мышлении >>>.
На рис.2 условно показаны зоны и уровни субъективного с точки зрения восточной и западной психологии. (Внутренний круг - территория западной психологии, внешний – восточной)
Строго говоря, западная модель не отрицает наличие поля, как суммы квантов каждого психического движения в человеке, но со времен К. Левина так и не продвинулась, далее первого опыта. Развитие теории зашло в тупик, так как в основе концепции (на рис.5 представлена знаменитая «картофелина» Левина) лежит ошибочное представление о том, что субъект (человек) генерирует психическое поле (хотя признавалась и опосредованная «валентность» окружающих предметов). В то время, как в действительности, человек является операндом микроуровня макропсихического поля, генерируемого иерархиями разумной вселенной.
В западной модели отсутствуют доперсональный и надперсональный психологические уровни. Процесс познания представляется как линейное восхождение к неким когнитивным формациям между временем рождения и смерти. Пространство когнитивного представляется количественным, а не качественным, причем замкнутым само на себя. Качество (самоощущение человека) представляется в конечном счете функцией от количественных факторов жизни. Восточная психология рассматривает психическую деятельность человека непрерывной, понимая временной период между рождением и смертью, как частный случай – квантовый скачек сознания в мир материи. Рис.6 Ошибочно полагать, что доперсональная (родовая) психология являет собой «мертвую букву» истории. Доперсональная психология (можно условно считать ее еще одним модусом коллективного бессознательного (К. Г. Юнг прекрасно знал об этом)) является полноценным механизмом каждого человека (Юнг называл в некоторых работах духов "бессознательными личностями", "расщепленными личностями" или "комплексами"). Точно так же и надперсональная психология представляет собой живую динамику эволюционирующего сознания и в сумме всего того, что было прожито, познано, прочувствовано и осмыслено в персональный психологический период.
Хуже всего обстоит дело с эмоциями. Современная психология, возраст которой исчисляется сотней с небольшим лет, не знает и не принимает в расчет существование инфраэмоций (первичных базовых эмоций), названия которым есть только в восточной психологии: ананда, самадхи, нирвана, бодхи. Восточная психология, возраст которой составляет десятки тысячелетий, воспринимается научным миром как архаичная философия или религия, но не психология (этому будет посвящена отдельная статья). Не стоит полагать, что подобные эмоции – удел только тех, кто занимается духовными практиками (кстати, количество практиков стремительно растет). Каждый ребенок переживает их в полной мере, их и только их. Каждый из нас был там! У ребенка отсутствуют эмоции, присущие взрослому человеку. Именно эти базовые (инфраэмоции) повреждаются в детском возрасте в результате патологического импринтинга семьи и интервенции коллективного бессознательного. На место первичных базовых эмоций, приходят всем нам известные: страх, гнев, раздражение, злость, ревность, ненависть, зависть и пр. С этими эмоциями так безуспешно подчас работает современная психология, поскольку принимает их за истинные, в то время как они являются принципиально чужеродными для человека трансформами. С трансформами можно и нужно работать, но цель должна быть не гармонизация их (что пытается делать западная психология), а возвращение к первичным базовым эмоциям. Такое понятие как Просветление в западной психологии не просматривается даже в зачаточном состоянии, а между тем просветление является полновесным, по сути единственным ноуменальным состоянием психики, в отличие от всех остальных феноменальных ролевых модальностей (гештальты, сцены, паттерны, метапрограммы и пр.). Просветленное сознание – норма здорового, развитого человека. Все прочее представляет собой «болезнь» нового времени. Рис.4.
Этот же рисунок иллюстрирует одну из наиболее сложных тем Эго-психологии. Для западной психологии основополагающим является утверждение о личности как «Источнике поведения и связующем центре между самой личностью и ее окружением» Сами личности представляются, хотя и социально обусловленными, но автономными субъектами. Восточная же психология, определяет, что субъективность человека не более чем феномен сознания (О.П.С. – ординарный паттерн сознания). Каждый, кто перешагнул рубеж просветления со всей очевидностью убеждается, что мы имеем дело не с автономным ядром, а потоком сознания (имеющим начало, но не имеющем конца), исходящим из единого, где сама постановка вопроса о субъективности теряет всякий смысл. (Интегральная психология использует концепцию личности, в том виде, как она понимается западной психологией, в рамках локальных программ на начальном этапе психотерапии)
При всех своих «недостатках», западная психологическая школа совершила грандиозную исследовательскую работу и дала современному человеку необходимый инструмент для аутентификации. На рис.1 показана структурная схема сознания, признанная всеми современными школами. Незначительные различия могут касаться выделения подзон: предсознательное, перцептивная система, эмотивная и др. По-разному понимаются механизмы формирования и функционирования ядер и планов психической структуры. Различны терапевтические подходы. Однако, данная система доказала свою относительную эффективность.
Мы говорим «относительную эффективность» потому, что ее критерии сегодня замкнуты сами на себя. Западную психологию правильнее было бы назвать социоадаптологией, поскольку она решает вопросы адаптации человека в конкретной социо-культурной среде. Об этом в статье издержки гуманистической психологи. Второе – что бы не говорили, а статистика отставленной эффективности дает очень низкие показатели, особенно в части запросов глубинного личностного роста.
Резюмируя этот краткий обзор, позволим себе высказать такую мысль. На современном этапе развития необходимо интегрировать достижения западной и восточной школ, но начинать процесс метанойи необходимо с использования западных методик. Слишком серьезный разрыв в психическом поле между изначальным (душа) и операционным (интеллект) наблюдается сегодня у большинства людей. Не случайно А. Менегетти – человек высочайшего просветления в своих трудах даже не упоминает о восточной психологии. Нет смысла прикасаться к высшему прежде чем будут расчищены авгиевы конюшни бессознательного. Только в его трактате «Основы философии» обозначены горизонты следующего этапа. «Несомненно, в высшем свете онто Ин-се можно придти к самому продвинутому откровению, поскольку все великие пророки (призванные непревзойденными свидетелями Богооткровения) использовали онто Ин-се: достигая активнодействующего потенциала онто Ин-се, мы приходим к той нормальной истине, которая может быть подчерпнута также из ряда религиозных откровений … Этим распахивается онтовидение и Ин-се, постигая себя отсутствием всякого феномена, становится очевидным экстазом в Начале-Отце всех вещей»
На рис.3 можно видеть, что западная психология (сколь изощренной бы ни была попытка представить структуру сознания) представляет собой (флатландия, как называет ее К. Уилбер) маленькую плоскость в картине действительных масштабов сознания человека. С другой стороны и восточная психология сама по себе будет одномерной топландией не способной вывести человека из тупика коллективного сознания.
Интегральная психология предлагает объемную многосекторную и многоуровневую модель. Данная модель, основана на результатах масштабных исследований Западной и Восточной психологии. Лидером Интегральной психологии сегодня, бесспорно, является К. Уилбер.
Учение интегральной психологии построено на ряде оригинальных постулатов.
Центральным является понятие о «Великом Гнезде Бытия». Смысл Великого Гнезда Бытия чрезвычайно глубок и значим, не только как концепция мироустройства, но и потому, что он является пожалуй единственным универсальным понятием на протяжении всех последних тысячелетий для философии, культуры, научных академий, а теперь и молодой по сравнению с ними науки психологии. Значит, может быть принят в качестве основополагающего. Великое Гнездо Бытия схематически можно представить в виде ряда концентрических сфер, где каждая более высокая охватывает и включает в себя все более низкие. Принцип построения сфер – от причины к следствиям, от поля к материи, от Бога к человеку. Великое Гнездо Бытия можно приравнять к пространству сознания. Сознанием пронизаны все формы материи, как полевые так и физические.
Эта идея не нова. Еще Фехнер, личность в психологии более чем уважаемая, в своем труде «Начала Психофизики» (1850) указывал: «Вся вселенная имеет духовный характер, а феноменальный мир физики представляет собой лишь внешнее проявление этой духовной реальности, восходящей к Богу». «..Божественный дух суть одно, всезнающее и всесознающее, т.е. обладает всем сознанием вселенной и таким образом содержит в себе все индивидуальные сознания…в более высокой и высочайшей взаимосвязи». «Это объединение не нарушает, но обуславливает нашу индивидуальность, которая по своей природе имеет лишь относительный характер». «Как земля вовсе не отделяет наши тела от вселенной, но соединяет нас с вселенной и включает в нее, так и Дух Земли, отнюдь не отделяя наши духи от божественного духа, образует более высокую индивидуальную связь каждого высокого духа с духом вселенной». Подобный взгляд сам Г.Фехнер считал светлым взглядом, в противовес восприятию материи как косной, лишенной какого-либо телеологического значения, который он называл темным взглядом. К сожалению, классическая психология, восприняв многое из трудов Фехнера, пришла к отрицанию Духа и Души в их единстве. И по сей день в западной психологии господствует темный взгляд.
Следующими понятиями интегральной психологии, являются:
Базовые уровни сознания (Холархии) – качественно различные уровни организации сознания.
Базовые структуры сознания (Холоны) – устойчивые целостные паттерны бытия и сознания. (Холоны представляют собой множественные структуры, вложенные в Холархии)
Базовые волны сознания – представляют собой динамическую (вертикальную) составляющую развития сознания.
Развитие человека представляет собой индивидуально-асинхронное волновое движение через Холоны и Холархии в пространстве Великого Гнезда Бытия. Причем, в разных жизненных обстоятельствах человек может находится на разных волнах, а аспекты его сознания могут находится на многих волнах одновременно! Интегральная психология рассматривает развитие индивидуума, как движение через принципиально различные реальности возрастающей духовности в противовес к линейно-количественному подходу, принятому в современной психологии. В свою очередь постигаемые реальности не являются заданными высотами, а являются потенциальностями, которые будучи актуализированы в сознании, могут достигать безграничных величин формы и содержания. Движение через реальности: тело-ум-душа-дух осуществляется на любом уровне развития - их может постигать индивидуум, находящийся даже в самой начальной стадии развития. Глубина постижения будет различной. Согласно интегральной психологии развитие не может быть умозрительным. Развитие – это принятие реальности и одновременное включение в эту реальность.
Работа интегрального психолога заключается в определении «зависшего» участка сознания, как в «прошлом» клиента, так и в «настоящем», подразумевая под этим блокировку эволюции сознания на уровнях развития превышающих гносеологический стандарт современного человека и «подъем зависшего» участка на должный уровень актуализации.
© Проект – Пространство души. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.
Официальный веб-сайт Кена Уилбера (англ)
Интегральный институт (англ)
Интегральная психология (рус)
|
Как-то я начал собирать материалы по истории психологии и философии, намереваясь написать исследование по этой теме. Я решил заняться этим, поскольку при взгляде на большинство имевшихся учебников истории психологии меня поражал странный и любопытный факт – все они рассказывали историю психологии – и психэ – так, будто она внезапно возникла из ничего примерно в 1879 году в лаборатории Лейпцигского университета, которой руководил Вильгельм Вундт, который действительно был основоположником определенного типа психологии, связанного с интроспективным анализом и структурализмом. Но разве сама психика начала существовать лишь в 1879 году?
(К. Уилбер «Интегральная психология»)
|