Интегральная психология 


ОСТОРОЖНО НЛП !

НЛП - психотехнология или паранойя?

Я видел смысл своей жизни в том,
чтобы помогать другим увидеть
смысл в своей жизни.
  (Виктор Франкл)
 

Со стороны академической науки идет жесткая критика НЛП по вопросам этики и эффективности психотерапии, а на местах значительный спрос. Авторы технологии обещают своим клиентам поистине золотые горы, а сторонние исследователи проводят экспериментальные проверки и достоверных цифр эффективности не наблюдают. Что же происходит на самом деле? Цель нашей статьи не критика, но понимание происходящего и развитие интегральной психологии.

Начнем с того, что НЛП – явление неоднозначное. Есть определенная идея, родившаяся в содружестве Р. Бендлера и Д. Гриндера; есть научные исследования на стыке лингвистики и психотерапии; есть конкретные техники и еще есть личности самих авторов. Смысл составляющих различен.

Нейро-Лингвистическое Программирование (НЛП) активно рекламирует себя как науку, рожденную на почве исследования опыта: А) самых выдающихся психотерапевтов и Б) самых выдающихся личностей истории. Далее НЛП провозглашает, что их науке удалость, не больше не меньше, как раскрыть структуру и алгоритмы успешности и мастерства. И далее утверждая тезис о том, что если один (хотя бы один) человек может что-либо делать, то этому может научиться и другой. Мастера НЛП гарантируют - «Мы открыли как они (великие) это делают и теперь научим вас. Вы сможете быстро и эффективно изменять мысли, поведение и убеждения, которые вас ограничивают!»

Сначала рассмотрим - опыт, каких выдающихся психотерапевтов, был изучен главным создателем НЛП Ричардом Бендлером? Их трое - Ф. Перлз, В. Сатир и М. Эриксон. Действительно, Бендлер тщательно изучал видеозаписи работы Фредерика Перлза, но лично с ним знаком не был, так как в то время когда началась работа над новой теорией, последний уже умер. Действительно, Бендлер посещал лекции и практики психиатра-гипнотизера Милтона Эриксона и изучал видеозаписи его работы. Однако сам Эриксон, когда его попросили высказаться по поводу НЛП, сказал: “Они думают, что нашли жемчужину, но на самом деле взяли всего лишь раковину”. Действительно, Бендлер много общался с харизматичной Вирджинией Сатир – семейным психологом. Вопрос, являются ли эти трое самыми выдающимися психотерапевтами современности? При всем уважении к названным именам, называть их самыми-самыми было бы чересчур, это не соответствует действительной расстановке сил в современной психотерапии. Так же, для нас психологов удивительно, что сама Вирджиния так и не сумела создать свою собственную семью, при том, что ее имя упоминается Бендлером много раз, в качестве образца для подражания, как в смысле психотерапевтического мастерства, так и жизни в целом (последнее не удивительно – анализ их взаимоотношений явственно показывает на материнско-детские паттерны).

Что же касается утверждений о том, что был исследован опыт самых успешных людей мира, то никаких сведений, кроме устного заявления самого Р. Бэндлера о том, что его студенты это сделали, нет. Да и, студенты – громко сказано. На последних курсах своего обучения в университете Ричард проводил семинары, в которых участвовали его сокурсники.

Едва ли мы когда-нибудь узнаем доподлинно, кто же убил К. Кристен, сам Бендлер или его закадычный дружок кокаиновый дилер Д. Марино, но даже если это совершил Марино, Бендлер как минимум угрожал девушке за несколько часов до убийства, как минимум оставил ее раненую умирать и спокойно пошел к себе домой нюхать коку и попивать любимый джин. А вообще угрозы убийства с уст Ричарда срывались частенько. В том числе факты физического насилия и угрозы убийства, прозвучали в качестве причин, на его бракоразводном процессе. Сложно судить, насколько терапевтически оправданными (иногда терапия требует жесткости) были сверхэкстремальные интервенции Бэндлера ... Подробнее о жизни Р. Бэндлера >>>. Нас должно настораживать происхождение НЛП и те идеи, которые были в него заложены. Анализ жизни Ричарда Бендлера показывает, что его никогда не интересовала гуманитарная сторона вопроса, психотерапия, как средство помощи страдающему сознанию человека – его интересовали в первую очередь возможности воздействия на сознание, он был одержим этим. Симптоматично, что соавтором Бендлера стал Джон Гриндер – бывший тайный агент ЦРУ в Европе. История жизни Ричарда Бендлера изобилует вымыслами о том, что он был и рок-музыкантом, и миллионером, о том, что он является профессором, имеет черный пояс и провел молодость в бандитском квартале. Да, любил маэстро приврать, в том числе и о своих терапевтических подвигах, которые почему-то точь в точь совпадали с известными историями из жизни именитых психотерапевтов. Если учесть еще алкоголизм, наркоманию, арсенал оружия в доме, где он жил, отзывы той же В. Сатир: "Он выглядел недокормленным",- вспоминала Сатир в марте 1998, незадолго до своей смерти. "Он вызвал мои симпатии, потому что он был очень ярким, неординарным подростком и в то же самое время я чувствовала, что он ощущает себя жалким". Такие факты биографии, у нас психологов, вызывают законные подозрения о параноидном расстройстве личности Бендлера. Почему это имеет значение? Потому что любая теория (НЛП в частности) и ее создатель – по сути одно и то же. Не утверждают ли сами авторы, что каждый человек репрезентирует свою «карту»? По нашему мнению, в саму идею нейро-лингвистического программирования заложено параноидальное стремление к величию и могуществу.

Рассмотрим тему по существу. В основу теории НЛП положены так называемые пресуппозиции - аксиоматические убеждения об устройстве человека и мира, используемые также как инструмент, облегчающий, по мнению авторов, достижение целей. Первая (фундаментальная) пресуппозиция НЛП звучит так: «Карта - не территория». В переводе на человеческий язык – это означает, что восприятие человека субъективно, каждый видит мир по-своему. Каждый человек составляет собственную картину мира, а далее в соответствии с тем насколько его картина широка или ограничена, гибка или ригидна, получает соответствующие ощущения и образ жизни. Данная пресуппозиция также означает, что создать истинную карту невозможно в принципе, в этом нет и необходимости. По мнению авторов, смысл состоит в том, чтобы создавать удобные для пользования, дружественные карты. У нас сразу же возникает законный вопрос, а зачем авторам понадобилась эта трансформация понятий и почему именно такая? Что репрезентирует (пользуясь терминологией НЛП) выражение «Карта - не территория»? Ок, мы согласны, что карта не территория, но тогда что же это? На человеческом языке, «карта» – это сложная глубоко личная модель себя + окружающего мира + себя в окружающем мире. Также «карта» это усвоенные модели поведения, мораль, культурные ценности, цели человека. В нашем понимании можно поставить если не знак полного равенства, то тождество между понятием «карта» в НЛП и понятием «личность» в психологии. Но тут начинаются проблемы.

В психологии личность – это устойчивая система разума, воли и чувств человека, как субъекта социокультурной жизни, носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности. Темперамент, характер, способности, мотивации, моральность человека. В психологическом понятии личность человека, его восприятие себя, а также восприятие социальной среды сливаются в единый сугубо индивидуальный паттерн морали и действия. В НЛП понятия личности нет, и это не случайно, поскольку стоит его ввести - и НЛП рассыплется как карточный домик. НЛП априори заточено на «изменения сознания» безотносительно чего-либо, изменение возведено в культ, стало сверхценной идеей. Идет патологическое упрощение мира, до некой обезличенной «территории», на которой человек будет изменять свое сознание ради достижения своих целей. Пожалуй, можно было бы поставить знак равенства между психологическим понятием личности и «картой» + «территорией» в понятиях НЛП. Но в НЛП «Карта – не территория»! То есть, личность отчуждена от социо-культурных модусов, от других Я.

Возвращаясь к теме исследования выдающихся личностей, приведем несколько выводов, сделанных разными авторами:

А. Маслоу представил следующие отличительные характеристики личностей знаменитых политиков, ученых, деятелей искусства:

1. Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.
2. Приятие (себя, других, природы).
3. Непосредственность; простота; естественность.
4. Сосредоточенность на проблеме (в противоположность эго-центрированности).
5. Способность обособиться; потребность в уединении.
6. Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.
7. Сохраняющаяся свежесть восприятия.
8. Мистический и вершинный опыт.
9. Чувство общности с другими.
10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
11. Демократичность.
12. Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.
13. Философский, незлобный доброжелательный юмор.
14. Креативность.
15. Сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры

М. Мелия на основе наблюдений и обобщения биографий наиболее успешных представителей бизнеса выделила следующие личностные качества:

1. Могущество желаний
2. Мощный внутренний импульс
3. «Неоправданный оптимизм» (безграничная вера в свои силы)
4. Открытость реальным фактам

5. Компетентность во времени
6. Целеустремленность

7. Харизма

8. Склонность к риску, изменениям.
9. Ответственность и моральные границы.

10. Ясность мышления и безальтернативность решений

11. Рациональное отношение к деньгам

12. Отношение к бизнесу — способ самореализации

13. Демократичность и скромность

14. Уникальность

15. Экзистенциальная «тревога» (постоянное стремление к большему)

По мнению А. Менегетти успешный лидер - это оперативный центр множества отношений и функций; он должен обладать тремя группами качеств:

Интеллектуальные способности:

1. Развитое логическое мышление

2. Проницательность

3. Оригинальность мышления

4. Любопытство

5. Способность усваивать новые знания и навыки

6. Интуиция

7. Образованность

Черты характера личности:

8. Инициативность

9. Гибкость

10. Склонность к творчеству

11. Смелость

12. Уверенность в себе

13. Уравновешенность

14. Самостоятельность

15. Амбициозность

16. Адекватность самооценки

17. Обязательность

18. Энергичность

19. Надежность

20. Властность

21. Работоспособность

22. Независимость

Приобретенные умения:

23. Умение заручаться поддержкой

24. Умение сотрудничать

25. Умение завоевывать популярность и престиж

26. Умение выражать мысли

27. Такт и дипломатич­ность

28. Умение брать на себя риск и ответственность

29. Умение организовывать других людей

30. Умение убеждать

31. Умение понимать юмор

32. Умение разбираться в людях

33. Умение служить клиенту

А теперь рассмотрим базовые пресуппозиции известных мастеров НЛП, помня о том, что они обещали нам раскрыть структуру и алгоритмы великих людей.

Базовые пресуппозиции по Ричарду Бэндлеру:

1. Карта — не территория.

2. Любое поведение мотивировано позитивным намерением.

3. Гибкость определяет успешность.

4. Все различения, касающиеся окружающей среды и собственного поведения, на которые способны человеческие существа, можно представить в терминах визуального, аудиального и кинестетического восприятия.

5. Все ресурсы, нужные людям для изменения, у них уже есть.

6. Обратная связь вместо неудачи — все результаты определённого поведения являются достижениями, позволяют они достигнуть желаемого результата в данном контексте или нет.

7. Смысл коммуникации в ответе, который вы получаете.

Базовые пресуппозиции по версии Фрэнка Пьюселика.

1. Карта не территория

2. Различие=красота

3. Сопротивление=сила

4. Доверяй бессознательному

5. Вы самый важный клиент

6. 50\50 (демонстрируй то, чему учишь\ о чем говоришь)

7. Уважение

8. Право на ошибку

9. Коммуникация=манипуляция

По версии центра «НЛП в образовании».

1. Карта — это не территория.

2. Сознание и тело — части единой кибернетической системы.

3. Весь наш жизненный опыт закодирован в нервной системе.

4. Субъективный опыт определяется пятью системами восприятия: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и обонятельной.

5. Смысл сообщения в реакции, которую оно вызывает.

6. Не бывает поражений, бывает только обратная связь.

7. В основе любого поведения лежит положительное намерение, оно связано с первоначальным окружением.

8. Любое поведение представляет собой выбор наилучшего варианта из имеющихся в данный момент.

9. Каждый располагает всеми необходимыми ему ресурсами.

10. Вселенная представляет собой дружественную нам среду, изобилующую ресурсами.

 

Достаточно сложно сравнивать представленные версии. Первые три касаются личностных характеристик, вторые три версии - убеждения (пресуппозиции) НЛП. Однако, между ними есть много общего. Личностные характеристики, представленные Маслоу, Мелия и Менегетти, так или иначе, являются убеждениями или инструментами, которые привели своих обладателей к большому успеху. Пресуппозиции (Бендлера, Пьюселлика и одного из ведущих московских центров) также призваны служить достижению большого успеха, как в качестве убеждений, так и в качестве инструментов (в НЛП особенно подчеркивается, что пресуппозиции – это не только убеждения, но и полноценные инструменты). Однако, как видите, между первой и второй группой убеждений-инструментов трудно найти вообще что-либо общее. Если первая группа представляет собой перечень, в котором слышится человеческая тональность, нечто понятное и уму и сердцу, прозрачные понятия, то во втором случае отчетливо звучит механицизм, категоричность, бездушие, «темное» содержание. Что особенно важно – в первом случае присутствует социально-гуманитарный компонент (приятие других и природы, чувство общности с другими, демократизм, такт, дипломатичность, ответственность, способность распознавать цели – хорошее и плохое, умение служить клиенту, моральные границы), то во втором случае (НЛП) ничего подобного нет в принципе. Зато во втором случае есть убеждения, мы выдели их красным, которые просто не выдерживают проверки реальностью или уводят в хаос.


Если мы примем, что «Любое поведение представляет собой выбор наилучшего варианта из имеющихся в данный момент», значит, мы должны будем принять, что самоубийства, убийства, насилия, воровство, обман, предательство и прочие являются наилучшими в данной ситуации. Если мы допустим, что «Субъективный опыт определяется пятью системами восприятия: зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и обонятельной», то мы теряем самое главное - душевное восприятие. Не знаю как вы читатель, а мы не согласны с тем, что коммуникация должна быть равна манипуляции, мы не хотим, чтобы смысл коммуникации был в ответе, который мы получаем, кроме этого мы не самые важные клиенты, для нас различие не синоним красоты и наш жизненный опыт закодирован не только в нервной системе.

Мы считаем, что пресуппозиции (убеждения) НЛП если и ведут к успеху, то только частному, узкому, в целом же ведут к катастрофическому размытию моральности и утрате связи с душевной деятельностью. Заумные идеи, безапелляционность, «темное» содержание, отсутствие душевного тепла и личностных констант – признаки паранойи.

Продолжим главную тему – что такое НЛП? В этой новом, скажем так, психологическом течении можно выделить три составляющие. Первая – пресуппозиции (которые мы только что разобрали).  Это своего рода философия НЛП, хотя патриархи и последователи пытаются утверждать, что пресуппозиции не являются философией. Помилуйте, философия - дисциплина, изучающая наиболее общие существенные характеристики и фундаментальные принципы реальности (бытия) и познания, бытия человека, отношения человека и мира. Уж если вы господа, представляете свои убеждения о мире и предлагаете строить на их основе «карты» «территории» (реальности, бытия), то ваши пресуппозиции – самая что ни на есть философия, по крайней мере, имплицитная (скрытая). А то, что проповедуется вами, как философия НЛП – «Главное чтобы это работало», это скорее не философия, а вера, кстати, весьма опасная на наш взгляд. Мы приходим к выводу, что пресуппозиции НЛП несут в себе паранояльный комплекс и ведут к утрате связи с душевной деятельностью.

Вторая составляющая НЛП – техники, их достаточно много: рефрейминги, якорения, генераторы, инсталяторы, взмахи и т.д. сами по себе имеют как плюсы, так и минусы, более подробно об этом в следующей статье «Успешность и техники НЛП», а пока лишь заметим, что результаты техник будут зависеть от личности того мастера, который их применяет.

Третья составляющая – теория и практика имплицитного (скрытого) содержания посланий (репрезентативных систем). В этом плане бестселлер Р. Бендлера и Д. Гриндера «Структура магии» является, на наш взгляд, весьма глубоким и подробным исследованием. Искажения, номинализации, метамодели, репрезентативные системы и др. – все это подано на хорошем научном уровне.

Вывод: НЛП, как новое течение психологической коррекции имеет определенные позитивные возможности – связанные с имплицированием репрезентативных сообщений (при условии использования специалистами компетентными в гуманистической психологии). Что же касается возможностей в плане использования техник для достижения высоких рубежей социальной успешности то наше мнение по этому вопросу крайне скептическое. Нейро-лингвистическое программирование на это не способно. Кстати, Джон Бендлер заявлял, что может абсолютно любого человека научить играть в шахматы как Гарри Каспаров, с тех пор прошло двадцать лет, наверное, достаточный срок, чтобы доказать делом. Если бы это сказал маленький мальчик - тогда ладно, но когда такое заявляет ученый муж, претендующий на роль психотерапевта, тут впору призадуматься, а не нуждается ли он сам в помощи психотерапевта?

© Проект – Пространство души. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

 

 

 

 

 

 

 

 Критика НЛП. Психотехнология или паранойя?

 

По моему мнению, в последние десятилетия начался очевидный процесс разделения человечества на две различные эволюционные ветви. Разницу заметить пока достаточно сложно. На лицо мы все одинаковы. Но мы уже разные принципиально, внутренне. Одни выбрали путь сердца, другие путь рациума. Многовековой спор между физиками и лириками не мог продолжаться вечно - эволюция требует образования новых жизненных формаций. Примирение достигнуто не было, значит, будет разделение, что и происходит в данный момент.

Хорошо это или плохо, судить не берусь, сама постановка вопроса вызвала бы дальнейший бессмысленный спор. Для одних хорошо одно, для других другое. Я вижу свою задачу только в том, чтобы помочь людям сориентироваться в происходящем.

Обращаясь к теме НЛП, мы очевидным образом приходим к тому, что программирование психики подходит для тех, кто выбрал путь «рациума», а это дальнейшее отделение ума от чувств, от первичности души. Они пойдут по пути дальнейшей материализации сознания. Что будут чувствовать, и как будут жить люди, принадлежащие к новой эволюционной ветви, теперь уже даже не «физиков», а «дискретов, нам, теперь уже даже не «лирикам», а, кстати, как нас теперь называть «синтетами» может быть?, представить сложно. Время покажет.

Юрий Чегаровский