Интегральная психология


МОРАЛЬ, САМОРЕАЛИЗАЦИЯ И СИСТЕМНОЕ МЫШЛЕНИЕ
               
(Гипотеза о Законах Жизни)

Когда человек разъял мир на части,
он перестал понимать действие законов
не только божеских, но и человеческих
(Лао Цзы


Так или иначе, все психологические затруднения человека рождаются на почве морали и нравственности, ответственности и долге перед кем-то, в том числе перед самим собой. Как устроена жизнь, как правильно жить, как быть достойным человеком? Мы психологи всегда говорим своим клиентам: «Ты хочешь изменений - хорошо, а ты готов делать шаги, ты готова меняться? Вот здесь человеку как воздух нужны критерии, потому что, каждый шаг в сторону себя неизбежно сопряжен с таким понятием, как эгоизм. Каждый шаг к себе приведет к тому, что кто-то из окружающих что-то потеряет, кто-то обязательно будет обижен.

Термин мораль ввел еще Цицерон в I веке до н. э., но появилась она намного раньше, когда и почему об этом давно спорят философы, социологи и теологи - ни к чему определенному они пока не пришли. Ясно одно – мораль призвана урегулировать отношения межу людьми с помощью неадминистративных принципов. Также очевидно сегодня и то, что существует мораль желаемая (идеальная), которая проповедуется, но на деле существует мораль реальная, весьма далека от идеальной. Нам представляется, что дело на сегодня обстоит так – каждый человек живет по реальной удобной ему морали и пытается заставить окружающих следовать идеальной морали, или в свою очередь его самого упрекают в несоответствии с моралью идеальной. Интересно и то, что понятия об идеальной морали тоже достаточно разнятся.

 

Сложнее всего с доказательствами, кто-то апеллирует к пророкам, религии, кто-то взывает к здравому смыслу, к древним философам, много людей сводит мораль к принципу - «меня так воспитывали, хорошо получилось и я так же буду поступать с другими». Теперь вот еще в ченнелинге кому-то что-то приходит из глубин космоса, по поводу того, что нравственно, и как правильно жить.

Сегодня все больше говорят о системном мышлении. Действительно, не зная общего невозможно разрешить частные ситуативные задачи. Мы никогда не придем к ясности в области человеческой морали, пока не поймем то большое, в котором мы живем. Допустить, что неразумная жизнь или неразумная вселенная, как угодно будем называть, произвела разумное человечество, с этой теорией материалистов согласится разве что безумец. Мы будем исходить из того, что жизнь, космос, вселенная - разумна. Элементарная логика подсказывает, что неразумное не в состоянии создать разумное, вы можете проверить это на тысячах примерах из жизни.

                       

ЗАКОНЫ ЖИЗНИ. 1-я ФАЗА - ИДЕЯ

У жизни есть своя мораль и нам людям необходимо ее понять. Если наша человеческая мораль будет противоречить морали жизни, то, судя по всему, нам придется тяжело, что собственно и происходит сплошь и рядом. Не так уж сложно понять устройство жизни, для этого нужно заглянуть внутрь себя, ведь мы и есть жизнь. Но также нужно внимательно посмотреть вокруг себя, ведь есть не только Я, есть и другие, есть другая жизнь, большая, бесконечная.

Любое дело имеет три фазы – сначала возникает ИДЕЯ, затем создается рабочий ПРОЕКТ, и далее наступает фаза ИСПОЛНЕНИЯ. В случае мироздания все обстоит точно так же. Вернее, все, что делает человек, строится на основе вселенского алгоритма. Как тут не вспомнить знаменитые слова Гермеса Трисмегиста «То, что находится внизу, соответствует тому, что пребывает вверху; и то, что пребывает вверху, соответствует тому, что находится внизу, чтобы осуществить чудеса единой вещи».

Вокруг нас круговерть бесчисленного количества вещей, каждый превозносит себя, одних только мудрых книг наберется много тысяч томов, каждая версия имеет свою мораль. Достаточно сложно в этом бесконечном множестве фактов уловить что-то общее. Кстати, к бесконечному множеству мы еще вернемся.

И все-таки понять изначальную мораль, лежащую в основе всего, не невозможно. Достаточно мысленно обратится к тому моменту, когда еще ничего не было. Был только Творец и пустота, абсолютное ничто. Называйте как хотите - Бог, Высший разум, Демиург Вселенной. Сначала был только ОН, а может быть это была ОНА – Жизнь. В какой-то момент Жизнь провозгласила – Да будет жизнь. А может быть это Он, сказал – ДА БУДЕТ ЖИЗНЬ. Сначала не было ничего, было ничто и личность творца. Все религии и духовные учения, так или иначе, склоняются к убеждению в том, что Бог создал мир из ничего. Посмотрите внимательно, любое дело, так или иначе, несет в себе элемент НИЧТО. Есть красивые строки К. Бальмонта:

Бог создал мир из ничего.

Учись, художник, у него,-

И если твой талант крупица,

Соделай с нею чудеса...

Первая фаза всего сущего – ИДЕЯ. Идея жизни очевидна - ДА БУДЕТ ЖИЗНЬ. Здесь важно понять, что первичная идея становится законом для всех и вся на все времена бытия.

Закон ДА БУДЕТ ЖИЗНЬ насыщен глубокой моралью. Очевидно, что заповедь «Не убей» имеет под собой не просто нечто нравственное, эта заповедь лежит в основе мироздания. Жизнь возникла из того НИЧТО, которое по природе своей сопричастно состоянию смерти, ничто и смерть синонимы. Жизнь преодолевает смерть. Мораль проста – твори жизнь, не твори смерть.

В обществе порицается безделье, но бездельники приводят в свое оправдание множество причин. Мы не будем их здесь перечислять, на это потребуется слишком много места. Ясно одно, что перед лицом закона жизни безделье - аморальный акт, никакие оправдания не состоятельны. Мораль жизни требует – создавай, не пребывай в состоянии «ничто», в крайнем случае, не обижайся, если окружающая жизнь будет тебя пинать, выводя из небытия. Похоже, что заповедь – «Кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» имеет глубокую причинность.

Моральность всего происходящего можно легко проверить, задав себе вопрос – то, что сейчас я намереваюсь сделать или не сделать, как это соотносится с законом «ДА БУДЕТ ЖИЗНЬ»? Становится очевидным, что самоубийство аморально, разрушение, препятствование кому-либо и чему-либо также аморально. Конечно, ситуация неоднозначна, иногда видимо целесообразно, разрушить что-то, может быть даже убить, во имя жизни многих. Очень наглядно устроена система иммунитета человека, если какая-то клетка заболевает, ее убивают, иначе погибнет все тело. Вопрос лишь в том, чтобы была верно отслежена первичная идея. Иногда разобраться в этом очень сложно. Права ли была инквизиция сжигавшая еретиков? Так ли уж безобидны гомосексуалисты, которые получают сегодня большие права? Правомерны ли жертвы революций? Оправдана ли война с «неверными»? Вопрос морали неизбежно сопряжен с вопросом существования жизни, выживания человеческого общества и отдельных народов. Здесь важно обладать максимальной дальнозоркостью, в противовес исторической демагогии и сиюминутным интересам отдельных лиц. Мы не предлагаем конкретных решений, сначала нужно разобраться в законах жизни. Тем более, что вопрос касается как биологического аспекта выживания, так и ментального. В этой связи интересны слова К. Маркса: «У республиканца иная совесть, чем у роялиста, у имущего - иная, чем у неимущего, у мыслящего - иная, чем у того, кто не способен мыслить». Да, это так, и все же, как нам кажется, возможно найти точки сближения. Для этого нужно перестать быть роялистами, республиканцами, христианами, мусульманами, бизнесменами или безработными в первую очередь и только во вторую людьми. Наверно нужно стать в первую очередь людьми, а во вторую роялистами, республиканцами,  … тогда появится что-то общее. О том, что мы едины, говорят все духовные учения.

Нам представляется, что именно попытки установить однозначную однополярную мораль ведут человека в тупик и катастрофу. Удивительно, что наиболее распространенный на сегодня образец морали - Евангелие, прекрасно демонстрирует диалектизм и сложность жизни. Но Евангелие очень сильно препарируется, что-то возводится в культ, другое замалчивается. Сказано «Возлюби ближнего своего …», но там же сказано – «Не мечите бисер перед свиньями…». В нашем обществе предпочитают идеализировать первое и не замечать второе. Также сказано: «Возлюби отца и мать …», что всячески пропагандируется, но в другом месте мы найдем: «Не мир принес я вам, но меч, ибо пришел я разделить сына с отцом и дочь с матерью … враги твои в доме твоем» - об этом предпочитают умалчивать. Распространенное превосходство взрослых над детьми в Евангелии наталкивается на отповедь. Да, сказано: «Будьте мудрыми как змии», но там же сказано: «Будьте как дети, ибо их царствие божие» - об этом забывают, общество целиком построено на морали взрослого.

С точки зрения жизни не находит никаких объяснений принятый в обществе нравственный стандарт, чтобы молодые уступали место в транспорте взрослым и не только в транспорте. По нашему мнению, здесь имеет место не мораль, а один из инструментов авторитарной власти над молодежью. Оправдываться усталостью взрослого едва ли правомерно - взрослый и сильнее подростка и выносливей. Часто взрослые попрекают детей тем, что они измотались ради них, на что частенько получают резонный ответ-вопрос: «А мы вас просили?». Действительно, а почему бы не спросить, но если уж не спросили, тогда какие могут быть претензии? Разве не сказано: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною" (Мф.) Далее, когда мы перейдем к фазе исполнения проекта - увидим, что претензии идут вразрез с устройством мироздания. Активно провозглашается принцип – «дети должны уважать взрослых»; обратное можно наблюдать несоразмерно меньше. И за что собственно уважать, где критерий? Может быть, не уважают взрослых, потому что не заслужили, а не потому, что дети безнравственны? Уступить место старому вообще считается обязательным. А, собственно, почему? Удивительно, но если мы посмотрим вокруг себя на огромное количество живых существ, то мы обнаружим, что человек - единственный вид, который подвержен дряхлости. Все животные, растения, птицы, насекомые до последнего дня своей жизни сохраняют полную жизнеспособность, производят потомство, сохраняют прекрасное здоровье. Мы ведь тоже когда-то были такими, что же привело нас к деградации? Не потому ли, что наша мораль почитает дряхлых, больных, бессильных?

Кощунственно выглядит с точки зрения нравственности притча об одном из учеников и похоронах отца (ее вообще мало кто знает), а между тем, с точки зрения морали жизни, слова Иисуса: «Предоставьте мертвым хоронить своих мертвецов» - выглядят весьма убедительно. Так же невыносимо для социальной морали: «И некто сказал Ему: вот, Матерь Твоя и братья Твои стоят вне, желая говорить с Тобою, Он же сказал в ответ говорившему: кто Матерь Моя, и кто братья Мои? И указав рукою Своею на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои. Ибо, кто будет исполнять волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат и сестра и матерь». (Мф. гл.12). Не потому ли в современном обществе столь распространен конфликт «отцов и детей», что те и другие вяжутся друг к другу, требуют друг от друга чего-то морального, вместо того, чтобы заниматься реализацией своих собственных идей? Жизнь не интересуется ничем, кроме жизни. В этом смысле логично выглядит заповедь: «Никто, возложивший руку свою на плуг и озирающийся назад, не благонадежен для Царства Божия». (Лк.)

Неразбериха с моральными нормами часто возникает и по той причине, что смешивается понятие личности и достижений. Достижения могут иметь свою ценность или утратить ее в силу исторических обстоятельств, так или иначе полезность достижений определяется самой жизнью – служат они ей или нет. Точно так же и личность имеет свою ценностную меру с точки зрения жизни. Причем жизни здесь и сейчас – это важно. Жизнь существует лишь в настоящем, но не в прошлом. Достижение какого-то человека (личности) может иметь значительную ценность, но в то же самое время личность уже может полностью утратить свои творческие ресурсы. Возвращаясь к самореализации, отметим, что жизнь остановок не ведает, мы приходим сюда реализоваться. К сожалению, мораль подчас позволяет почивать на лаврах. Ответить однозначно на вопрос о почтении к чему-либо или кому-либо сложно. Можно лишь сказать о том, что если мы хотим повысить качество жизни, стоит более внимательно выстраивать моральные нормы, касающиеся почтения. Законы жизни просты – что делаешь, то и получаешь, почтение пустоты - рождает пустоту. Это к известному библейскому спору о том, нужно ли работать в «день субботний», понимая под этим не только буквальный смысл, но и концепцию. Мы еще не раз вернемся к Евангелию и сложным вопросам морали, а пока обратимся ко второй фазе мироздания.

 

Далее   2-я Фаза – Проект >>>

 

© Проект – Пространство души. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

 

 

Системное мышление

 

Если удается установить взаимосвязь между структурой и поведением, то мы начинаем понимать, как работают системы, почему они дают те или иные результаты, и как изменить поведение таким образом, что бы достичь лучших результатов. Современный мир быстро меняется, становится все сложнее и системное мышление поможет видеть, пользоваться и управлять теми возможностями, что открываются перед нами. Именно этот тип мышления позволяет устанавливать настоящие причины проблем и находить способы их разрешения.

(D. H. Meadows)

 

Системное мышление начинается тогда, когда вы начинаете видеть мир глазами других.

Системное мышление исходит из того, что каждый мир очень жестко ограничен.

В области системного мышления не может быть экспертов

Системное мышление – это неплохая идея

Системное мышление меняет порядок трех ступеней мышления машинной эпохи: (1) декомпозиция того, что предстоит объяснить; (2) объяснение поведения пли свойств частей, взятых по отдельности; (3) агрегирование этих объяснений в объяснение целого. Третий шаг, разу­меется, является синтезом. В системном подходе также можно выделить три ступени:

1) идентификация целого (системы), частью которого является интересующий нас предмет;
2) объяснение поведения или свойств целого;
3) объяснение поведения или свойств интересующего нас предмета с точки зрения его роли (ей) или функции(ий) в целом, частью которого он является. Заметьте, что в данной последовательности синтез предшествует анализу.

(E.A.Singer)

 

Системное мышление предполагает, что рост понима­ния достигается путем расширения исследуемой системы, а не разложения ее на отдельные элементы. Понимание частей приходит из понимания целого, а не наоборот, как при получении знания.

Для многих будет новостью, что эта холистическая концепция бога в точности совпадает с той, которой сле­дуют многие восточные религии, концептуализирующие бога как систему, а не как элемент. Не удивительно поэ­тому, что в предыдущие два десятилетия многие молодые люди на Западе — и это результат формирования эпохи систем — обратились к религии Востока.

(R. Ackoff)