Интегральная психология

 

<<< Законы жизни. 1-я фаза – ИДЕЯ

 

 

ЗАКОНЫ ЖИЗНИ. 2-я ФАЗА - ПРОЕКТ

 

Возникла идея – Да будет жизнь! Сразу же возникает вопрос – а, какой она будет эта Жизнь, как устроена, по каким законам пойдет развитие? Чаще всего люди, которым мы предлагаем «прописать» проект, начинают говорить о том, что они бы лично создали жизнь справедливой, доброй, полной любви, чтобы не было страданий. Та жизнь, в которой они живут, представляется им устроенной как-то неправильно. Действительно, если взять отдельный факт, то логика на вопрос о том – почему страдает ребенок, который ничего плохого никому не сделал, почему погибает добрый человек, дает простой ответ – жизнь устроена несправедливо, а те, кто совершил зло – аморальны. Но это только если рассматривать событие вне системы, вне истории. Ясновидящий, смотрит прошлое и находит, что в одном из воплощений «невинный» сам совершил зло и теперь к нему пришло воздаяние, а может быть в настоящей жизни зло совершили родители ребенка и жизнь таким образом решила прекратить этот род. Возможно и так, но не будем упрощать ситуацию.

 

Наша гипотеза утверждает, что проективная часть мироздания очень проста. Возникшая у Творца идея создать жизнь, нашла простое и мудрое решение – МОЖНО ВСЕ. ПУСТЬ БУДЕТ БЕСКОНЕЧНОЕ МНОГООБРАЗИЕ ФОРМ ЖИЗНИ, ПОЛНАЯ СВОБОДА ТВОРЧЕСТВА.

 

Интересно получается - согласно закона «МОЖНО ВСЕ», мораль вообще теряет всякий смысл. Если Творец все разрешил, то значит, не может существовать ничего аморального в принципе. В некотором смысле, да, мораль у жизни как бы отсутствует, но это только если идти по излюбленному пути дифференциации, разделения на части, что так любят делать в нашем обществе. Выхватывают из контекста удобный для себя кусок и создают удобную мораль. Не зря мы поставили эпиграфом мысль Лао Цзы «Когда человек разъял мир на части, он перестал понимать действие законов не только божеских, но и человеческих». Мир целостен, для удобства мы можем, конечно, описывать его по частям, но для понимания нужно собрать все воедино. Пользуясь вторым законом, нельзя забывать о первом, но есть так же и третий и еще другие. Как писал В. Маяковский « … История - пастью гроба. Моя страна подросток - твори, выдумывай, пробуй …». Пробуй, да только не забывай, что ты хочешь сотворить - жизнь или смерть? Создать или разрушить? Отдать или взять? Созидать или обладать? Если мы выхватываем из жизни кусочек, то моралью можно вертеть, так как удобно в данный момент, иногда мораль вообще исчезает; если же мы смотрим на жизнь в целом, то оказывается что вселенский закон «МОЖНО ВСЕ» совершенно не освобождает нас от морали.

 

Современная мораль запутана. Судя по всему нудисты не испытывают неприязни при виде одетых граждан, а вот у последних приверженцы философии натуризма вызывают множество эмоций от смущения до отвращения - естественно, по моральным соображениям. А откуда взялась эта мораль? По факту нудисты демонстрируют более открытое сознание и приверженность жизни, чем люди традиционных убеждений, по крайней мере, первые не боятся жизни такой, какая она есть, приветствуют природу жизни. Кстати, раз мы заговорили об обнаженности, стоит обратить внимание на один удивительнейший парадокс морали. Непонятно когда и каким образом произошло отождествление «греха» с сексуальным совокуплением. Христианская религия находит какую-то связь, некого первородного греха, с библейским «изгнанием из Рая», искушением змея и плотским рождением последующего человечества. А между тем, если вы откроете Библию, про совокупление там нет даже намека. Там есть история о том, как человек устыдился своей наготы. И уж если следовать библейской морали в части «сотворения мира» то обнаженными быть достойно высокой нравственности, однако, христианская религия в упор наготы не приемлет. Что же касается некой «греховности» сексуального совокупления, то это отдельная большая тема.

 

Со времен Фрейда, когда табуированным сексуальным желаниям отводилась ведущая роль во всех психологических непорядках, акцент причинности, который усматривает психология, несколько сместился в сторону социальных обусловленностей. Однако, на наш взгляд, скачок социальной активности еще не означает смену приоритетов. Сексуальная революция отчасти сняла с повестки дня табу секса, но не сексуальных взаимоотношений. Сексуальность лежит в основе мироздания, взаимодействие мужского и женского начала создает множество форм. На физическом плане достаточно просто проследить возникновение жизни, гораздо сложнее увидеть взаимодействие начал на ментальном уровне. Мужчинам кажется, что они мыслят самостоятельно, впрочем, как и женщинам. Те и другие проповедуют различную мораль, собственно, на этой почве и происходит большинство межличностных конфликтов. Каждая сторона считает, что ее мораль более правильная, не понимая, что по отдельности они вообще не имеют смысла не только в физическом, но ментальном плане. Те и другие страдают от недостатка любви получаемой от противоположного пола и пытаются восполнить пробел, кто в фантазиях, кто в реальном прелюбодеянии. Аморально ли прелюбодеяние и если так, то почему? С точки зрения того, что человек находится в поиске, вероятно нет, если человек зашел в тупик – поиск и эксперимент необходимы, вопрос в том, а есть ли поиск, есть ли попытка что-либо понять. В большинстве случаев прелюбодеяние ставит своей целью насыщение – никакой идеи о рождении чего-то нового в физическом ли, духовном ли смысле – нет, ничего не созидается. Нарушены главные законы жизни, как видим, мораль существует не сама по себе, а продиктована устройством жизни.

 

Согласно Евангелия от Марка: « …Кто разведётся с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от неё…» - разводится аморально в принципе. Однако, в Евангелии от Матфея: «Я говорю вам: кто разведётся с женою своею не за прелюбодеяние и женится на другой, тот прелюбодействует …» - здесь, развод по вине прелюбодеяния уже не аморален. Вопрос сложен и тем, что само Евангельское прелюбодеяния неопределенно: «А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своём...» не то это вожделение, не то совокупление, но раз говорится «в сердце твоем», то может идти речь и о любви, как божественном провидении, ведь сердце связано с высшей божественной любовью (по крайней мере, так утверждают все эзотерические учения, впрочем, народная молва тоже). У Матфея мы также найдем «Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает». Но мы нигде не найдем даже намека на то, что Бог сочетает только единожды. Напротив, в послании Павла сказано: «О бездна богатства и премудрости и ведения Божия! как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его!». Абсолютной морали мы не найдем нигде, такой чтобы определила раз и навсегда, что такое хорошо и что такое плохо, но мы сможем сами разобраться в своем конкретном случае, если будем знать как устроена жизнь.

 

Если мы намерены сделать свою жизнь гармоничной, мы должны быть полностью осознаны, мораль не будет эффективной до тех пор, пока мы не поймем ее причинность. Например, мат считается чем-то грязным, развратным, безобразным. Пожалуй, термин «безобразное» раскрывает происходящее лучше всего. Безобразное – то, что не имеет образа. Некий поток неструктурированных эмоций, смыслов, желаний. Если попросить матершинника конструктивно изложить свою ИДЕЮ и ПРОЕКТ, то есть, определить, чем конкретно он недоволен или обижен, как он намерен способствовать улучшению того, что, по его мнению нуждается в улучшении, что он сам готов сделать лично, то окажется, что никакой идеи и проекта то у него и нет, кроме того, что все вокруг г#,  х# и п#, а он один граф Монте-Кристо (или графиня). Мат – это отвержение чего-либо, без какого-либо понимания, как себя, так и окружающих, в первую очередь, конечно, себя. Аморально ли это? По крайней мере, с точки зрения ДА БУДЕТ ЖИЗНЬ бессмысленно и неперспективно. Здесь мы сталкиваемся с еще одним неявным законом жизни. Идея Творца несет в себе, кроме бытия, как такового, еще и эстетическое начало – ПУСТЬ ЖИЗНЬ БУДЕТ ПРЕКРАСНА. Мы можем это проследить на тысячах бытовых примеров.  Идет ли речь о доме, стихах, автомобиле, невесте, женихе или путешествии, даже об авторучке – эстетика стоит наравне с потребительскими качествами. Каждый творец большой или маленький хочет сделать нечто  эстетически значимое. Едва ли мат способствует созиданию чего-то красивого. Как видите, есть объективные критерии, чтобы различать что морально, а что нет.

 

Аморальна ли порнография? Исследований на эту тему достаточно много. Интересно, что многие исследователи даже делает вывод о том, что просмотр порно снижает стресс, что в США за период порно-волны количество изнасилований вроде бы уменьшилось аж на 85% (подозрительно высокая цифра), что легализация порно ведет к снижению количества неврозов и пр. Другая часть исследователей приводит столь же убедительные доказательства того, что в США 68% браков дают трещину на почве просмотра порно, что треть мужчин теряет интерес к реальному сексу, так же доказывается положительное влияние на насилие. Одним словом, с доказательствами дело обстоит запутано. С точки зрения закона МОЖНО ВСЕ мы, безусловно, критиковать порнографию не имеем право. Важно другое -  в порнографии невозможно найти никакой ИДЕИ кроме удовольствия, однако, оно само по себе ничего не рождает и ничего не созидает - всего лишь замкнутый круг сигнал-реакция. Безусловно, удовольствие имеет право на жизнь, но здесь все намного сложнее - мы имеем дело с сексуальным началом жизни. Сексуальное по определению предназначено для рождения биологического ли духовного ли – это творчество в чистом виде. В данном случае мы прикасаемся к изначальному,  к святая святых, которое не должно быть использовано в утилитарных целях, это не футбол и не конфеты – это нельзя пользовать. Порнография – это суррогат Божественного творчества, профанация любви, псевдо-творчество. Едва ли это морально.

 

Два начала жизни конструктивное и эстетическое. Да будет жизнь! Пусть будет жизнь прекрасна! Дают исходную концепцию для многих моральных нормативов, у нас появляются критерии, согласно которых мы можем оценивать такие явления, как халтура, вандализм, разрушение экологии, подделки, плагиат и пр.

 

За 2й фазой «ПРОЕКТ», наступает 3-я – «ИСПОЛНЕНИЕ», которая несет в себе особую глубокую мораль.

 

Далее >>>

 

 

 

 

© Проект – Пространство души. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

 

 

 

«Как физика, в общем как человека, который всю свою жизнь служил строго рассудительной науке, а именно исследованию материи, меня с уверенностью нельзя воспринимать как экзальтированную натуру. Так вот, после моего изучения атома я скажу вам следующее: Материи как таковой нет! Все виды материи возникают и существуют благодаря только одной силе, которая приводит в колебания частицы атома и держит как крошечную солнечную систему их вместе... Итак нам должно за этой силой предполагать сознательный интеллигентный дух. Этот дух есть первооснова всех материй!»

М. Планк