• Детская психология • Консультации детского психолога • Консультации родителей и детей 

 

ПСИХОЛОГИЯ РЕБЕНКА 

Психология ребенка изначально проста, вы даже не представляете насколько. Это потом ребенок может стать сложным, когда его таким сделают, а сначала он прост. Младенец чист, он как книга с белыми листами - прилежно заносит туда все, что ему предлагают. Все без разбора. Сначала у него в принципе нет фильтров, нет понимания того, что нужно, а что не стоит фиксировать в своей «Книге жизни». Кстати, очень часто взрослые допускают серьезную ошибку – они полагают, что ребенок, когда ему несколько месяцев или даже лет ничего еще не понимает, и ведут себя в присутствии ребенка, не стесняясь, не таясь, допуская то, что они сочли бы невозможным, будь ребенок, по их мнению, уже способным воспринимать происходящее. Это ошибка. С первых минут своей жизни ребенок уже фиксирует все происходящее, да, он еще не понимает смысла, но запоминает все, все что видит, слышит, осязает! Пройдут годы и все зафиксированное с первых минут жизни, да что там минут, ребенок воспринимает происходящее даже в утробе матери, всплывет в его сознании и станет причиной внутреннего конфликта или проявится в его моделях поведения, убеждениях, характере. Младенец, безмятежно спящий в люльке, на самом деле активно впитывает в себя происходящее, правда, пока он никак на него не реагирует, как будто ничего не происходит, но это только потому, что он еще не знает значений происходящего. Это так называемый доконвенциональный (доморальный уровень развития). Придет время, ребенок станет подростком, потом взрослым и он обязательно перечтет свою «Книгу жизни» не один раз и естественно, так или иначе применит на практике все, что там записано.

Старый психологический анекдот: Приходит мамаша и спрашивает - Скажите, пожалуйста, моему малышу сейчас 3 годика, когда его нужно начать воспитывать? - Извините, вы опоздали на 3 года и 9 месяцев.

Психология ребенка становится сложной именно тогда, когда он обнаруживает расхождение между тем, что он видел и слышал и тем, что ему предлагают в качестве правил поведения. Но сначала психология ребенка проста – он воспринимает себя как продолжение мамы и папы, как единое целое сними. Потому что ребенок сделан из мамы и из папы, 50 на 50 – биологически и семантически. Любое обвинение в адрес друг друга одним из родителей – это прямое обвинение в адрес ребенка. Сказать, что папа такой-то и такой-то – равносильно тому, что ребенок, такой-то и такой-то, потому что он сделан из папы. А потом удивляются, почему вырос закомплексованным? Бросить грубые слова матери при ребенке – все равно, что бросить в ребенка, потому что он и мать едины. Как бы ребенку не пытались говорить – ты уже большой, ты сам, ты сама - он этого понять не в состоянии. Ребенок только после трех лет начинает хоть как-то воспринимать себя, как отдельную от мамы и папы личность и только после пяти-шести лет способен оценивать происходящее в тех или иных рамках моральности. Проблема в том, что за эти годы у него уже складывается законченное представление о себе. Как он может что-то изменить, если уже твердо убежден в том, что он неполноценен, слаб, глуп? Он уже таким стал фактически.

Каков климат семьи с первых мгновений жизни ребенка, таков станет и ребенок. Здесь не имеет никакого значения, насколько родители достигли положения в обществе, кто они по профессии, и не важно, сколько времени проводит кто-то из родителей с ребенком, имеет значение только психологический климат.

До сих пор мы говорили о вербальной системе коммуникации между ребенком и окружающими людьми – ребенок видел, слышал, осязал и фиксировал в своей «Книге жизни». На самом деле все гораздо сложнее. Ребенок еще и чувствует, знает без слов, принимает коды информационного поля. Когда мы говорили о том, что родители считают ребенка ничего не понимающим и не пытаются оградить его от каких-то негативных моментов, мы, конечно, допустили обобщение. Многие родители проявляют определенную мудрость и стараются оградить ребенка с младенчества от своих личных внутрисемейных конфликтов, выясняют отношения «при закрытых дверях», а также не позволяют каких-либо проявлений двойных стандартов при ребенке. Хорошо, конечно, но это не решает проблему полностью. Сегодня уже наверно ни для кого не секрет, что существует информационное поле. Различные авторы называют его по-разному - морфогенитическое, психическое, семантическое, ноосфера и т.д. Всеобъемлющее коммуникативное пространство, в котором отражаются все реалии человека. Можно, допустим, что-то скрывать на уровне поведения, но в информационном поле скрытое будет присутствовать. Возвращаясь к нашим  родителям, которые скрывают от ребенка свои конфликты, ведут себя в его присутствии, изображая благополучие, мы должны знать, что ребенок все равно посвящен в раздоры родителей. Умом ребенок не понимает происходящего, потому что видит благопристойную картину, но в глубине своего бессознательного он знает все, абсолютно все. Тем сильнее будет его внутренний конфликт, когда он начнет взрослеть и сможет частично осознать то, что находится в его подсознании.

Ребенок продолжение родителей не только в биологическом, но и информационном плане, это практически копия 50% от матери, 50% от отца. Например, так получилось, что отец ушел, а мать думает о нем плохо, ненавидит, презирает, хотя виду не подает. Можно с большой точность прогнозировать, что девочка (если у нее девочка) впитает в себя недоверие к мужчинам в принципе и, повзрослев, выйдет в жизнь с тяжелыми предубеждениями против мужчин. А если у мамы сын, то он неизбежно выйдет в жизнь без сильных мужских качеств личности,  и не потому что он рос без папы, а потому, что папа был ненавидим – половина мальчика была уничтожена.

Конечно, можно задать резонный вопрос, как же так получается, что, несмотря на весь негатив, который ребенок впитывает в совсем неблагополучной семье, он вырастает потом достойным человеком. Человек многомерен. Дело в том, что кроме инстинкта «подражания», мы заменили его словом «копирование», чтобы расширить содержание до невербальных форм коммуникации,  о котором мы только что говорили, у ребенка существуют и другие инстинкты. В том числе инстинкт самосохранения и инстинкт творчества. Все дети одинаковы в своей первозданной чистоте, но сила каждого различна. Есть души утонченные, есть души мудрые, есть души наивные, там тоже есть свои физики и свои лирики, искатели и философы. Это второй аспект происходящего. Есть и третий аспект, который заключается в том, что родитель заключает в себе не только собственный фенотип, но также несет копии всех членов генеалогического древа. Инстинкт самосохранения и творчества ребенка включается с первых мгновений жизни, начинается поиск жизнеспособных моделей существования во всем спектре родительского генофонда. Если душа ребенка оказалась достаточно сильной, то она способна активировать необходимую ей позитивную форму, наперекор родительской. Если же душа недостаточно сильна, то она попадает в зависимость от родительской семантики (код фенотипа).

Можно задать и другой резонный вопрос, а как так получается, что в иной очень-очень благополучной, любящей, гармоничной семье – в итоге вырастает асоциальный человек. Мы поставили темой психологию ребенка, но теперь неизбежно приходим к более глубокой теме – психологии жизни. Родители и ребенок – единая система. Не только родители созидают ребенка, но и ребенок созидает своих родителей. Цель жизни совершенствование, которое также многомерно по своей природе – материальное, эстетическое, духовное, чувственное. Кому многое дано с того много и спросится, если родители достигли уже очень больших высот в своем развитии, все равно есть над чем работать. Приходит ребенок, который обязательно отыщет червоточинку в родителях и предъявит ее со всей очевидностью, через свою судьбу. Потому что цепочка ответственности не начинается на родителях и не заканчивается на ребенке. Ответственность приходит из глубин веков и уходит в бесконечность будущего. Психология ребенка – это маленькая точка единства действия в пространстве человечества. И родители тоже единство действия в здесь и сейчас человечества. Проблемы начинаются не потому, что жизнь такая сложная, многомерная, а как раз потому, что делается попытка устраниться от нее, замкнуться в своем маленьком мирке. Случится прямо противоположное, жизнь проявится и разрушит примитивные представления о себе и столь же примитивные понятия о психологии ребенка, которые можно подчерпнуть в популярных брошюрах. Ребенок – это целый мир, и родители тоже. Попробуйте исходить из этого, и только во вторую очередь применять те или иные психологические приемы.

Мы бы сделали такой вывод: психология ребенка, психология родителей и психология общества – это единое целое. Здесь не все возможно сделать так, как хотелось бы, но многое. Задача состоит в том, чтобы сделать максимум возможного.

Консультации детского психолога >>>

 

 

 

© Проект – Пространство души. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

 

 

 

 

Психология ребенка

 

 

Ты будешь жить на свете десять раз, Десятикратно в детях повторенный, И вправе будешь в свой последний час, Торжествовать над смертью покоренной.

У. Шекспир

Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже — свободу.

И. Кант

Родители меньше всего прощают своим детям те пороки, которые они сами им привили.

Ф. Шиллер


Дайте детству созреть в детстве.

Ж. Руссо


С детьми мы должны поступать так же, как Бог с нами: он делает нас самыми счастливыми, когда дает нам возможность бросаться из стороны в сторону в радостном заблуждении.

И. Гёте