Интегральная психология

ПРОСТРАНСТВО ДУШИ

Каждый учебник по психологии, каждая психологическая концепция начинаются со слов Психология – наука о душе (греч. psyche - душа, logos - учение). Наука о происхождении, развитии, функционировании и закономерностях душевного в человеке. (Многоотраслевая область научного знания, предметом изучения которой, являются закономерности психики как особой формы жизнедеятельности человека).

Но, что же такое Душа? Этот вопрос встал перед психологами с самого начала существования науки психологии. (Началом психологии, как науки считается 1879 год, когда В. Вундтом была основана первая психологическая лаборатория. Однако, сам термин психология был в ходу уже более полутора столетий до основания лаборатории). В поисках Души были проведены поистине гигантские исследования: памяти, внимания, ощущений, темперамента, рефлексов, поведенческих мотивов, продуктивности мышления, а так же особенностей психологии различных человеческих общностей: национальных, семейных, этнических, религиозных, исторических, культурных, возрастных. Так или иначе, все исследования привносили что-то новое в понимание Души, как сущности человека. Однако, вопрос оказался настолько непростым, что в какой-то момент психологическая наука стала испытывать непреодолимые трудности в своем дальнейшем развитии главным образом потому, что не была найдена всеобъемлющая концепция того, что представляет собой человек и его Душа. О закономерностях и функционировании Души в человеке было открыто достаточно, но о происхождении и развитии практически ничего. Затруднения был настолько существенными, что в 1954 году на XIV всемирном конгрессе психологов в Монреале было признано наличие кризиса, и в докладах участников прозвучала тема о необходимости создания нового трансцендентного направления в психологии, основанного на будущих открытиях психологической науки. Открытия должны были касаться глубинного понимания человеческого существа, как многомерного субъекта бытия. Более того, тогда же было предложено название будущей науки – Онтопсихология. 

В 70-х годах XX века наука Онтопсихология была оформлена в виде законченной концепции итальянским профессором А. Менегетти.              

Впервые в истории было представлено определение:

«Душа – формальная самоявленность психического самодвижения и всего того, что оно включает. Составляющая акта, присутствие формы, специфицирующей разум организмического человека.

(Далее используется, принятый в онтопсихологии, термин Онто Ин-се, дословно переводимий, как Бытие в себе)

Онто Ин-се:

Центральность бытия.

Онтическое экзистенциальное начало в человеке. Базовый проект природы, образующий человеческое существо.

Разумный формальный принцип, осуществляющий историческое самосозидание.

Ядро, обладающее специфическим проектом, который идентифицирует человека, как личность и как расу в биологической, психологической и интеллектуальной сфере.

Онтопсихология открыла критерии, позволяющие распознать человеческую душу и специфику ее существования, выделила потребности этой воплощенной духовной сущности. Душа принцип, без которого наша жизнь невозможна; принцип, который онтопсихология определила, как онто Ин-се:

а) онто Ин-се: прилагательное «онто, онтическое» очерчивает его принадлежность к бытию, к трансцендентному;

б) организмическое онто Ин-се; биологическая конфигурация Ин-се; критерий здоровья и психоэмотивного опыта;

в) натуристическое Ин-се; всеобъемлемость организмического Ин-се в средовой целостности; совокупность позитивных инстинктов, целью которых является исключительно нарциссическое удовольствие от факта существования.

Онто Ин-се – энергетическое, мыслительное ядро, формальный принцип, структурирующий психобиологическую органику индивида; оно гарантирует и идентифицирует точность (или ее отсутствие) единства действия человека в историческом процессе.
 

Человек самореализуется, когда его действие совпадает или равно собственному Онто Ин-се.»

                                   (Образ и бессознательное. пер. с итал. – ННБФ «Онтопсихология», 2004 

Профессор А. Менегетти дает достаточно наукоемкое определение. Таковы каноны науки. Попытаемся разобраться более детально.

Едва ли сегодня найдется человек, который не признает существования Души. Кто-то считает Душу «божественной искрой», кто-то «ангелом хранителем», кто-то богоподобной сущностью находящейся в сердце. Многие сходятся во мнении, что Душа проявляется в нас как голос совести. Все это будет по-своему правильным, но далеко  неполным.

Если сегодня проследить традиционные представления большинства людей относительно сущности Души, то мы увидим, что субъект Души воспринимается отдельно от собственного Я. Едва ли кто-то возьмется утверждать, что Я – это моя Душа, а  Душа – это Я.  Так оно и есть, человек разобщен со своей душой. Однако фрагментарность современного человека намного больше, чем просто дуализм человека и его души. В картине мира человека есть три основных персонажа Я, Душа и Бог. В свою очередь Я распадется на фрагменты: разум, тело, эмоции. Между фрагментами есть скрытая связь, но четкого понимания нет. Современный человек говорит: «Моя Душа, мои эмоции, мое тело, мой разум». Получается, что все это отдельные от Я части, принадлежащие моему Я.  Системность если и осознается, то как центральность Я, над всем что вокруг него. Если признается Бог, то, как отдельный от Я субъект. Даже если признается главенство Бога, как управителя вселенной, все равно он видится отдельно от Я.

Когда спрашиваешь – Что такое Я? Люди недоумевают. Ну, я – это Я. Некая очевидность себя. Я – это Я и этим все сказано. Я – это мои желания, чувства, мысли. Можно описывать принадлежность: Я мужчина, я женщина, я писатель, я менеджер и т.д. Можно описывать характер: я добрый, я разговорчивый, я молчаливый, я прагматик и т. д. Можно описывать внешность. Набирается огромный список определений и параметров. По этим замкнутым кругам можно ходить до бесконечности и так и не понять, что есть Я. А понять нужно, в первую очередь потому, что именно наше «Я» страдает, радуется, грустит, веселиться, пребывает в гармонии или нет. Ни одно из качеств характера в отдельности, ни одна из бесчисленных черт личности совершенно не гарантирует радость и гармонию. Так же как не существует секретного узора, сплетенного из различных качеств и черт Я, гарантирующего радость и гармонию.

Дело в том, что характер, личность, данности, внешние условия к внутреннему состоянию Я не имеют никакого отношения. При прочих равных одни счастливы, а другие глубоко несчастны. Значение имеет некий внутренний психический импульс, который может находить свою реализацию или не находить. В первом случае нам хорошо, во втором плохо. Причем, импульс этот изменчив и то, что было хорошо сегодня, при прочих равных не удовлетворяет нас завтра. Вы можете легко заметить, что этот внутренний импульс не подвластен вашему Я, вы пытаетесь на него влиять, сделать его удобным для себя, но ничего не получается. Тогда, что же такое Я? Возникает вопрос. Я – это Я, но я ли это?

Мы хотим определенных отношений, хотим определенных чувств от окружающих, хотим понимания, хотим достижений, приобретений и пр. Нам кажется, что если бы их получить в полной мере, то наступит счастье. Но на практике этого получить никак не удается и счастье не приходит. Практика показывает, что в тот момент, когда получаешь желаемое - покой наступает лишь на мгновение, потому что сразу же возникает следующее неудовлетворенное желание. Можно пойти по другому пути – отказаться от своих стремлений, тогда проблема исчезнет. Но на это едва ли кто-то согласиться. Как же так, отказаться от своих намерений? Отказаться от своего Я? Но не кажется ли Вам парадоксальным, что у нас возникают намерения, доставляющие нам же самим страдания?  А что если это не наши намерения? Что если они инспирированы кем-то или чем-то иным, но не нашим Я? В самом деле, как же может Я идти себе самому наперекор? Совершенно верно - не может. Остается предположить, что в нашем Я присутствует некий чужеродный компонент, с которым мы так сжились, что не можем отличить его голос от голоса действительного «Я». Посмотрите, ведь у Вас возникают мысли, желания, а разве Вы их звали? Как же можно говорить о том, что возникшие мысли и желания это есть Я?

На самом деле парадоксы исчезнут, если фрагменты сложить в единую систему. Нас учат тому, что мы в принципе свободны, предоставлены самим себе. Если и существуют ограничения и правила, то они касаются институтов государственной законности и различных культурно-исторических норм. Эти правила вполне можно встроить в свою деятельность так, что бы практически они не мешали. Это низший уровень законов жизни.

Существует иная плоскость правил относящихся к высшим законам жизни. Вот об этом, к сожалению, не учат ни в школе, ни в вузах. О высших законах вообще мало кто задумывается. Да и зачем об этом задумываться, если современный человек вообразил себя началом начал, высшим в низшем. Мироздание в целом современному человеку не представляется живым и мыслящим. В крайнем случае допускается существование других разумных цивилизаций. Но в целом вселенная представляется механизмом галактик и планет, плавающих в бессмысленной пустоте, согласно физических законов. Это совершенно неверно. Каждый может проверить, если даст себе труд. Вселенная разумна, также разумны и все ее части. Другое дело, что человек не в состоянии понять иные формы разума, чем та которой обладает он сам. Это подлинная трагедия современного человека. Кстати, сегодня большинство серьезных физиков приходят к этому выводу. Это очень трезво мыслящие люди и они верят своим вычислениям. Вычисления показывают, что для существования вселенной разумность всего и вся является необходимой. Без этого вселенная просто не может существовать.

Из речи М. Планка при вручении Нобелевской премии - «Как физика, в общем как человека, который всю свою жизнь служил строго рассудительной науке, а именно исследованию материи, меня с уверенностью нельзя воспринимать как экзальтированную натуру. Так вот, после моего изучения атома я скажу вам следующее: Материи как таковой нет! Все виды материи возникают и существуют благодаря только одной силе, которая приводит в колебания частицы атома и держит как крошечную солнечную систему их вместе... Итак, нам должно за этой силой предполагать сознательный интеллигентный дух. Этот дух есть первооснова всех материй!»

«Современная физика очевиднейшим образом приводит нас к Богу»  /А.Эддингтон 

«В бесконечном универсуме обнаруживается деятельность бесконечно совершенного Разума. Обычное представление обо мне как об атеисте - большое заблуждение. Если это представление почерпнуто из моих научных работ, могу сказать, что мои работы не поняты»  /А.Эйнштейн/

«Великое множество современных открытий полностью разрушило старые материалистические представления. Универсум предстает сегодня перед нами как мысль. Но мысль предполагает наличие Мыслителя». /А.Флеминг/

Вселенная является иерархией разума, во главе которого стоит ее Творец. Каждая Душа является своеобразным квантом вселенского разума. Для нас важно понять, что вселенная управляется на основе вполне определенных законов. Только соблюдение этих законов позволит сделать нашу жизнь гармоничной. Второе непреложное знание состоит в том, что наше человеческое Я, является низшим по сравнению с разумом нашей Души, над которой безусловно простираются еще более высокие иерархии разумности. Если уж говорить об иерархии, то наше тело и эмоции надстоят над нашим Я, как форма и язык Души. То, что представляется современному человеку первым - его Я, на самом деле является последним. В этом и состоит главная ошибка.

В первую очередь для современного человека собственное физическое тело никак не ассоциируется с пространством Души, а представляется скорее как некий инструмент своего Я, практически как слуга. Разум также представляется отдельной сущностью в роли исполнителя идей, как функция Я. Если задать вопрос, где находится «Я», то большинство ответит - в голове. Хотя на самом деле, там находится всего лишь мозг, представляющий собой компьютер. Такое восприятие формируется благодаря доминирующей научной парадигме. В современном обществе правят точные науки: физика, математика, механика, химия и пр. Соответственно и парадигма является механистической, согласно которой все объективно, постоянно, может быть измерено и описано точно и однозначно, где мир состоит из отдельных элементов по сути представляя собой грандиозную машину. Главным действующим лицом в машинной системе является тот, кто находится у пульта управления. Аналогично мыслит и современный человек: раз мне дано управление, значит «Я» самый главный во всей этой системе. У кого власть, тот и хозяин. Да, это так. Однако власть и творчество – это не одно и тоже. Власть и идея не синонимы, тем более власть и жизнь. Наше Я может творить действительно грандиозное, великое, но только если оно будет принимать идеи от того грандиозного, которое над ним. Если Я замыкается в самом себе и творит под себя, то, что произойдет? Произойдет то, что происходит сегодня. Это называется вариться в собственном соку – строить Мир под себя, под мысли и идеи неизвестно откуда взявшиеся в голове. Вот откуда берется страдание. Чужое, в какую бы красивую обертку не было завернуто, обернется в конце концов на пользу тому, чье оно в действительности, а человек останется у «разбитого корыта».

Мировоззрение прививается. Мы все проходим школу безальтернативного обучения (сначала в младенчестве, затем в школе, потом в обществе нам предлагают: делать то и не делать этого, считать хорошим это и плохим то, поступать так, а не иначе. Нам не предлагают строить собственные концепции на основе высшего, а лишь следовать устоявшимся стандартам. Если идет речь о высшем, то это опять нечто сгенерированное нашим Я. Предлагают к решению множество, как бы задач, но уже с ответами (эти ответы были в конце каждого учебника, который мы «постигали», даже если это были гуманитарные направления). Мало что постигалось, в основном выучивалось, вызубривалось. Хвалили только за «правильные», с чьей-то точки зрения ответы, вызубренные ответы. За непослушание наказывали физически или давили психологически.

Вокруг «Я» образуется своеобразная ментальная скорлупа, сотканная из отрицания высшего, гипотетических возможностей и непомерных амбиций. «Скорлупа» образуется постепенно и мы ее не замечаем, сживаемся с ней. Наше «Я» умеет фантазировать, ничем себя не ограничивая. Я может придумать собственные объяснения любому событию, явлению, сущности. Придумать так, что бы успокоиться. Успокоительных вариантов всего два. Первый – я прав. Второй - Я не прав, но у меня нет никакой возможности что-то изменить. Объяснения всегда строятся «под себя» как оправдания себя самого или кого-то другого. Для подобного мировоззрения характерно отвлеченное восприятие всех функций, когда функции становятся объектами. Есть Я, а есть объекты: увлечения, работа, отношения с окружающими, болезни, сновидения, чувства, поступки. К объектам и отношение не как к живому, а как к некой материи. Нас учили обращаться с материей запросто: строить, править, уничтожать, приспосабливать, игнорировать.

Возможна иная точка отсчета. Безграничный единый разум, в котором все живые существа лишь составляющие его модальности. В такой системе каждое «Я» по большому счету не отделимо от другого. Как можно вычленить часть разума? Соответственно иным становится взаимодействие отдельных индивидуальностей. Я из маленького становиться большим. «Сосед» будет восприниматься как часть собственного Я, а собственное Я как часть соседнего. В такой системе отношения с окружающими станут такими же священными как с самим собой. Происходящее с собратом таким же важным и сокровенным как свое собственное. Очевидно, что в такой системе становятся невозможными те негативные социальные явления, которые можно наблюдать сегодня: обман, убийство, предательство, оскорбление, притеснение и т.д. В данной системе нет уравниловки, индивидуальности сохраняются, более того индивидуальное свято и неприкосновенно. Речь идет об отношениях между индивидуальностями!

Современный человек, безусловно, не растерял еще полностью знание об истинном. Но это знание эклектично, разрозненно и замусорено. При таком «знании» все то невероятное количество сил, затрачиваемое человеком в попытках придти к гармонии и счастью, не может привести к успеху. Ошибка в том, что не принимаются в расчет законы большой системы. Попытки построить счастье делаются исходя из желаний своего маленького мирка. Необходима смена мировоззрения. Буквально поднять глаза наверх.

Пространство Души – это индивидуальный поток в пространстве бесконечного разума. Наше «Я» является лишь оперативным центром в пространстве Души, но никак не Созидателем. Созидателем является Душа. Нужно помнить и о том, что над ней простирается иерархия Созидателей высших порядков.

Необходимо уйти от мелкособственнического Я и настроится на Я истинное. Если говорить о соотношении истинного Я и ПРОСТРАСТВА ДУШИ, то между ними можно поставить знак равенства.

Пространство Души:

• Занимает все наше тело целиком, от макушки до кончиков ногтей, наши нервы, мышцы, кровеносные сосуды, внутренние органы……

• Все наши мысли и хорошие и плохие

• Все наши поступки и проступки, которые мы совершаем

• Наши чувства, желания, идеи

• Все то, что мы делаем на своем рабочем месте

• Наши увлечения и занятия, безделье и сумасшествие

• Наши болезни и страдания

• Отношения с близкими и незнакомыми людьми

• Наши сновидения, видения и галлюцинации

• Наше взаимодействие с природой, нашей планетой, космосом

• Это поле энергии (информационное поле) вокруг нас. Оно может быть и созидающим и разрушительным. Размеры информационного поля простираются от нашего сердца до окраин вселенной. 

Все, что здесь перечислено – не есть поэтическая метафора, это реальное положение вещей. Каждый может это проверить. 

Как и любое другое пространство, ПРОСТРАНСТВО ДУШИ может быть ухоженным, а может быть заброшенным, замусоренным. Оно может быть открытым для других или закрытым для всех.

Войти в свое ПРОСТРАНСТВО ДУШИ может оказаться непростым делом, для этого необходимо «сломать скорлупу», которую мы можем не замечать, мы сжились с ней и считаем ее единственно возможной реальностью. «Скорлупа» может маскироваться «под добро» и считаться самым дорогим нашим достоянием. «Скорлупа» умеет сопротивляться. «Скорлупу» могут усиливать окружающие!

Сложность данной работы состоит еще и в том, что для входа в собственное ПРОСТРАНСТВО ДУШИ необходима информация, которая осталась там, снаружи за пределами «скорлупы». Чистая информация о том, что есть что и кто есть кто. Вот тут и бывает необходима помощь онтопсихолога.

Запись на прием к онтопсихологу >

 

© Проект – Пространство души. При использовании материалов ссылка на сайт обязательна.

 

Пространство Души. Онтопсихология.

 

   

Душа - это Бог во мне
Разум, чувства и плоть
Душа - это свет во тьме
Океан, корабль и путь
Душа - это счастье быть
Любить, узнавать, творить
Смысл и правда во мне
Душа - это просто - жить